Вход
 
 
Регистрация Забыли пароль?
5588
моделей
34822
пользователя
2260
материалов
140
предложений
277
комментариев
Пресс-центр  Каталоги  Справочник  Авторынок  
 
Главная страница / Пресс-центр /

Моторные масла. Классификация.


Ctrl + ←

Ctrl + →

Со времени изобретения первого механизма у людей появилась еще одна проблема, не дающая покоя ни конструкторам техники, ни тем, кто ее использует. - Как вы, наверное, уже догадались - это трение. Основная заслуга силы трения в том, что она позволяет передвигаться людям и транспорту по земле, асфальту и рельсам. Однако потерю мощности двигателя, снижение коэффициента полезного действия механизмов и их износ никак нельзя причислить к полезным свойствам трения. Основными средствами борьбы с негативными проявлениями трения были и остаются по сей день смазочные материалы.

Общие сведения
В Европе, США, Японии и других странах действует классификация
SAE (Общество Автомобильных Инженеров) по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на летние, зимние и всесезонные.
- Зимние масла при небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя);
- Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0oС);
- Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких - летних.
Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter - зима). SAE разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел - 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних - 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указывающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой масло сохраняет работоспособность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями. Класс вязкости всесезонного масла обозначают через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница первого и второго чисел в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Также существует принятая во многих странах классификация
API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:
1. первая определяет тип двигателя (S - бензиновый, С - дизель),
2. вторая (A, B, C, D, E, F, G, H) - уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и CA предназначены для нефорсированных двигателей, сконструированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD - для высокофорсированных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели выпуска с 1989 года).
На упаковках обычно ставят обозначения классификации масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее характерно только для моторных масел для легковых автомобилей.
Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла бывают
1. минеральные (полученные из нефтепродуктов),
2. синтетические,
3. полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).
Такое деление вполне оправдано, поскольку минеральные и синтетические масла отличаются по вязкостно-температурным характеристикам, а значит - и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену.

Основные функции масел
1. Образование прочной тонкой пленки на поверхностях трущихся деталей.
2. Отведение тепла, образущегося в результате сгорания топлива и трения.
3. Удаление продуктов сгорания топлива, продуктов износа из зоны трения и удержание их в себе во взвешенном состоянии.
4. Препятствие образованию шлаковых отложений.

Свойства масел
Масло не должно иметь очень малую вязкость при высоких температурах, так как необходимо поддерживать нужное давление в системе и создавать смазывающую пленку между трущимися деталями.
Масло не должно иметь большую вязкость при низких температурах, так как необходимо обеспечить холодный запуск двигателя и прокачивание насосом по системе смазки.

Виды классификаций
Масла классифицируют по следующим системам:
- ГОСТ 17479.1-85 (Россия);
- SAE (Общество Автомобильных Инженеров США);
- API (Американский Институт Нефти - США);
- ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);
- АСЕА (Ассоциация Европейских Конструкторов Автомобилей, заменившая ССМС с 1996 г.).

Классификация моторных масел по ГОСТу 17479.1-85
Примеры обозначения масла по ГОСТу:
1) М-6зГ1, где:
М - обозначение моторного масла;
- класс вязкости зимнего масла;
Г1 - обозначение группы 1 для бензиновых двигателей по эксплуатационным свойствам.
2) М-5з/10-Е2Г1 - всесезонное масло для бензиновых и дизельных двигателей.
3) Буква "з", стоящая рядом с цифрой, указывает на то, что масло загущено присадками для сохранения достаточной вязкости при рабочей температуре двигателя.

Классификация SAE
Масло с маркировкой 5W - наиболее жидкое на холоде, применяется в любые морозы.
Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мотора до -30С (применимо зимой в зоне умеренного климата).
Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате - подходящее масло для езды круглый год.
Масло с маркировкой 20W - для районов, где температура редко опускается до -20С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.

Классификация эксплуатационных свойств API
Уровень качества масел определяется в соответствии с общепринятыми нормами классификации API (Американский Институт Нефти).
В классификации API масла разделены на группы по уровню характеристик. Обозначение групп состоит из двух букв. Первая буква указывает назначение:
- S - для бензиновых двигателей,
- С - для дизельных двигателей.
Вторая буква в алфавитном порядке обозначает степень качества.
Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы (до разделительного знака).
Для автомобилей с бензиновыми двигателями производства стран СНГ нормой является масло с уровнем качества SF по API.
Масла класса SG по API - это высший класс масел, изготовленных на минеральной (нефтяной) основе.
Для легковых автомобилей с дизельными двигателями следует применять масла классов CD, CE, CD/SE и т.д. Также следует заметить, что не рекомендуется использовать в легковых высокооборотных дизелях масла, предназначенные для дизельных грузовиков. Для "грузовых" дизелей рекомендуется применять масла классов CD/SF, CE/SG, CE/SF и т.д.
Энергосберегающие масла обозначаются индексом ЕС (Energy Conserving) после класса API (например, API SG/CH-4 EC). Такие масла, как правило, обеспечивают экономию топлива до 1,4%.
Также следует отметить, что классы дизельных масел дополнительно делятся на классы для двухтактных и четырехтактных дизельных двигателей; в этом случае, соответственно, в обозначениях дополнительно добавляется цифра II (или 2) и 4 (например, CDII, CD-2 и CH-4).

Классификация ILSAC
Разработана Ассоциацией производителей автомобилей Японии JAMA совместно с Ассоциацией производителей автомобилей Америки ААМА. ILSAC делит энергосберегающие масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей на три класса:
GF-1, GF-2, GF-3.
Данная классификация лучше всего подходит для бензиновых двигателей японских легковых автомобилей; для американских автомобилей масла можно классифицировать как по ILSAC, так и по API.

Новая европейская классификация эксплуатационных свойств АСЕА
Новая классификация АСЕА введена в действие с 1 февраля 2002 года. В ней предусмотрено 14 категорий масел (раньше их было 12 и они назывались классами), объединенных в три класса:
А - масла для бензиновых двигателей;
В - масла для легковых дизелей;
Е - масла для грузовых дизелей.

В новой же классификации можно ввести особый класс масел для "экологичных" двигателей, работающих на сжиженом газе (пропан-бутан) или сжатом природном газе (метан).

В обозначении категории последние две цифры показывают год ее введения, а номер выпуска - то, что при сертификации масла данной категории использовался новый метод испытаний без ужесточения требований к эксплуатационным свойствам масла.
В таблице 3 указаны ориентировочные области применения и основные характеристики масел по новой классификации АСЕА 2002 года.
Также стоит отметить, что в новой классификации сильно изменились требования к физико-химическим характеристикам масел. Так например, для всех категорий установлены жесткие нормы по противопенным свойствам при температуре 150С. Также, для обеспечения экологической безопасности и совместимости с каталитическими нейтрализаторами, масла классов А и В должны соответствовать определенным параметрам по содержанию серы после отработки. Кроме того, в целях уменьшения содержания металлоорганических присадок (и соответственно - повышения экологичности) для некоторых масел этих же категорий снижен максимальный уровень их сульфатной зольности.

Рекомендации
1. Ориентируйтесь на рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации;
2. Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
3. Не оценивайте масло по цвету, поскольку большинство присадок в нем делают масло более темным;
4. При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует производить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее "старится"; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями;
5. Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла;
6. Не смешивайте минеральные и синтетические масла, и не доливайте минеральное масло в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок; такое смешивание приведет к образованию нерастворимого осадка;
7. Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.

25.03.2007

Комментарии  0

 
 
 
 

2006–2020
ООО «СанАрт-Медиа»
«Автопроводник»

mail@millioncars.ru

Разработка и сопровождение сайта —
J-Vista / development partner

Автомобильный портал Millioncars.ru: свежие автоновости, обзоры и тесты авто, отзывы владельцев, продажа автомобилей б/у. Последние новости автомобильных компаний.

Права на публикуемые материалы принадлежат ООО «СанАрт-Медиа». Перепечатка и воспроизведение материалов, а также их фрагментов (в печатных и цифровых материалах, СМИ, Internet) возможны только с письменного разрешения редакции.

Ответственность за содержание рекламных, рекламно-информационных, а также информационных материалов (с маркировкой «На правах рекламы») несут рекламодатели.